Авторы:
С. Н. Некрасов, доктор философских наук, профессор,
Д. С. Сосновских, старший преподаватель,
Уральский государственный аграрный университет (Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42).
Аннотация. Новый взгляд на государство первоначально развивался крупным французским марксистом Л. Альтюсером в виде концепции идеологических аппаратов государства. Государственный аппарат подавления функционирует посредством насилия, в то время как государственные идеологические аппараты функционируют посредством идеологии. Само функционирование идеологических аппаратов государства играет единую роль воспроизводства производственных отношений. Пара аппаратов Школа – Семья сменила пару Церковь – Семья, но почему в капиталистическом обществе образовательный аппарат стал господствующим? Школа собирает детей различных общественных классов в течение долгих лет, когда ребенок наиболее восприимчив. Существование идей, в которые верит индивид, материально. По Л. Альтюсеру, исчезает термин «идея», остались термины «субъект», «сознание», «вера», «действия», появились термины «практики», «ритуалы», «идеологический аппарат». Получается, что человек по своей природе животное идеологическое. Поскольку идеология вечна и всегда превращает индивидов в субъекты, это приводит к предположению, что индивиды всегда уже субъекты.
Ключевые слова: государство, идеологический аппарат государства, субъект, образовательный аппарат государства, идея, идеология, интерпелляция, индоктринация, материальность идеологии, индивид, воспроизводство производственных отношений, четыре модальности материальности.
Список литературы:
1. Althusser L. Ideologie et appareils ideologiques d’Etat. (Notes pour une recherche) // Althusser L. Positions. P.: Ed. sociales, 1982.
2. Грамши А. Тюремные тетради. Ч.1. М.: ИПЛ, 1991. С. 100.
3. Грамши А. Тюремные тетради. Ч.1. М.: ИПЛ, 1991. С.101.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.7.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.25.