111111 11111 111111 111111
2222222222222222 222222222222222222 22222222222222222222 22222222222222 2222222222 22222222222222222 2222222222 2222222222222222
11111111111111111111111
222222222 2222222222 222222222 2222222222222222222 22222222222 2222222222222222 222222222222 222222222 22222222222222222222222222
11111111111111111111111
2222222222222222 2222222222222222 222222222 222222222222 222222222222222 222222222222222222222 22222222 22222222 22222 22222222222
1111111111 1111111111111

 

Аграрное образование и наука

международный научный журнал ISSN 2309-7671

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА КАК ВАЖНЫЙ ШАГ НА ПУТИ К РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Авторы:

И. П. Чупина, д.э.н., профессор Уральского государственного аграрного Университета (Екатеринбург, Карла Либкнехта, 42)

Аннотация. Во второй половине XX века глобализация утвердилась как основная тенденция развития экономики. Вместе с тем пришло осознание ограниченности, а в перспективе – и конечности ресурсов. Масштабные кризисы и потрясения продемонстрировали хрупкость отдельной человеческой жизни и уязвимость всего общества в целом. Поэтому социальные и этические аспекты деятельности наряду с традиционными рыночно - экономическими критериями стали играть заметную роль в стратегии и тактике бизнеса. При принятии решений многие предприниматели теперь руководствуются не только соображениями прибыльности и целесообразности, но также учитывают интересы заинтересованных сторон, таких как работники, потребители продукции, поставщики, партнеры, власти. Появление и утверждение в общемировом масштабе концепции социальной ответственности бизнеса – важнейший шаг на пути к развитию предпринимательства XXI века, сочетающего экономическую эффективность и следование гуманистическим этическим принципам новейшего времени. Существует множество определений и толкований термина социальной ответственности бизнеса и его синонима - корпоративной социальной ответственности. Основоположником концепции считают Г.Боуэна, который в 1953 году выпустил книгу «Социальная ответственность бизнесмена». В начале 1900 годов А. Керолл предъявил на рассмотрение четырехуровневую «пирамиду концепции социальной ответственности». В основе пирамиды Керолла – экономическая ответственность, заключающаяся в удовлетворении потребностей потребителей продукции фирмы. Следующий уровень пирамиды – правовая ответственность, подразумевающая необходимость следовать законам и формальным правилам общества. Этическая ответственность предполагает следование принятым обществом нормам морали. Наконец, филантропическая (дискреционная) ответственность означает добровольное участие бизнеса в социальных программах, направленных на развитие благосостояния общества.

Список литературы:

1. Аникеева О. П. Социальная ответственность бизнеса и международная конкурентоспособность: учебник и практикум для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. 169 с. 2. Бикеева М.В. Анализ практики реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России // Общественные науки. Экономика. 2019. №3 (19). С.139 - 149. 3. Бикеева М.В. Социальная ответственность бизнеса: аргументы «за» и «против» // Экономика и предпринимательство. 2012. № 4 (27). С.297 - 299. 4. Благов Ю.А. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. 2014. № 3. С. 17 - 34. 5. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности. – Москва: Стандартинформ, 2014. 115 с. 6. Завьялова Е. Б. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры. - М.: Издательство Юрайт, 2018.125 с. 7. Копытова Е.Д. Социальная ответственность бизнеса: проблемы и перспективы развития: монография. - Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН. 2017. 174 с. 8. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008. 504 с. 9. Официальный сайт программы социальных инвестиций «Родные города»: [Электронный ресурс]. ПАО «Газпром нефть», 2020. Программа социальных инвестиций «Родные города». URL: http://rodnyegoroda.ru. (Дата обращения: 23.04.2020). 10. Паштова Л.Г., Комельков М.В. Социальная ответственность бизнеса: мировые тенденции и отечественные особенности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т.10, № 8. С. 895 - 911.

Скачать полный текст

 

Контактная информация:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский государственный аграрный университет"

Адрес: 620075 Россия г.Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42

+7 (343) 221-40-01; 371-33-63 - ректорат

+7 (343) 221-40-12 - бухгалтерия

Search