Авторы:
О.С. Чеченихина, кандидат с-х. наук, доцент, доцент кафедры биотехнологии и пищевых продуктов,
В.Н. Синько, старший преподаватель кафедры философии
Уральский государственный аграрный университет (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42).
Аннотация. В настоящее время молодежи очень сложно определиться со своей будущей профессией. Очевидна необходимость разработки и совершенствования эффективной системы профориентации школьников с самого раннего возраста. Кроме того, при успешной реализации профориентационной деятельности важно обеспечивать непрерывную траекторию профессионального развития молодежи, добиваться самых высоких результатов в повышении уровня трудоустройства выпускников вузов по профессии. С этой целью в ФГБОУ ВО Уральский ГАУ создан Центр профессионального развития молодежи, специалисты которого разработали и приступили к реализации образовательного проекта для школьников «Агрошкола», для студентов университета «Я в профессии». Формы реализации данных проектов разработаны с учетом результатов социологических опросов школьников старших классов и студентов выпускных курсов. Выявлено, что к середине учебного года только 48,0% школьников определились с выбором высшего учебного заведения, из них 31,0% это сделали уже давно. При этом лишь 22% студентов на вопрос «Пойдете ли вы работать по профессии по окончании вуза?» ответили «Да, несомненно». Созданные проекты способствуют реализации основных целей федеральных и национальных проектов, в задачи которых входит формирование эффективной системы выявления и поддержки одаренных детей и молодёжи; предоставление возможностей для профессионального и карьерного роста молодежи.
Ключевые слова: профессиональное становление; самоопределение; развитие молодежи; учащиеся школ; студенты; аграрные профессии; непрерывное образование; конкурсы профессионального мастерства.
Список литературы:
1 Национальный проект «Образование» 2018-2024 (от 24.12.18 г.). [Электронный ресурс] URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?slug=natsional-nyyproyektobrazovaniye&category=education (Дата обращения: 26.06.2019). 2 Луц Ю.А. «Социальный лифт» в концепции П. Сорокина// Вестник науки и образования. 2016. №7 (19). С. 100. 3 Карташова Е.И. Современная система профессиональной ориентации// Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. №2 (11). С. 138-140. 4 Патрахина Т.Н., Вялкова К.С. Профориентационная работа в вузе: проектный подход// Концепт. 2018. №4. С. 271-279. 5 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 26.06.2019). 6 Моцарь Л.С., Некрасов С.Д. О готовности студента вуза к профессиональной деятельности// Южно-российский журнал социальных наук. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-gotovnosti-studen.. (дата обращения: 15.01.2020). 7 Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Шкурин Д.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема //Образование и наука. 2018. – Том20. - №7. – С. 168-187. 8 Чистякова С.Н. Цель концепции определена верно // Профессиональное образование. Столица. 2015 - №10. – С. 11-13. 9 Арендачук И.В. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками// Профессиональная ориентация. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vybora-pro.. (дата обращения: 15.01.2020). 10 Арсланова М.А., Синько В.Н. Работа с историческими источниками как средство активизации познавательного процесса//Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в России: Материалы I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции (26 января 2018 г.). Курган: Изд-во Курганской ГСХА. 2018. С. 55 11 Петрова В. И. Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов// Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). СПб.: Свое издательство. 2016. С. 20-23. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11530/ (дата обращения: 09.01.2020) 12 Черноскутов В.Е. Актуальные проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов// Развитие территорий. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-trudoustroystva-studentov-i-vypusknikov-vuzov (дата обращения: 12.01.2020). 13 Зайко Е.М., Статирова О.И. Конкурсы профессионального мастерства как механизм управления качеством профессионального образования. Опыт Челябинской области// Инновационное развитие профессионального образования. 2015. №2 (08). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursy-profession.. (дата обращения: 15.01.2020) 14 Бакаева П.Е. Конкурсы профессионального мастерства: проблемы и опыт решения// Инновационное развитие профессионального образования. 2016. №1 (09). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursy-profession.. (дата обращения: 15.01.2020). 15 Малыгина И.О. Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности// Образование. Карьера. Общество. 2015. №3 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-konkursov.. (дата обращения: 15.01.2020). 15. 16 Чеченихина О.С Синько В.Н. Перспективы развития агроклассов в системе непрерывного образования Уральского ГАУ//Международный научный журнал «Аграрное образование и наука». 2019. № 2. С. 16. 17 Гладкова И.А., Фомин В.Н. Показатели результативности профессионального становления личности// Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-rezultat.. (дата обращения: 15.01.2020).