Авторы:
О.С. Чеченихина, кандидат с-х. наук, доцент, доцент кафедры биотехнологии и пищевых продуктов, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42,)
В.Н. Синько, старший преподаватель кафедры философии, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ
Аннотация. На этапе выбора профессии — одного из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни - необходимо помогать подростку определиться с интересами. Как правило, решение этих задач отводится школе и семье, вузы не принимают активного участия. Мероприятия по довузовской и профориентационной работе вуза направлены главным образом на количественный набор абитуриентов университета и нацелены на более полный охват учащейся молодежи. В вузах создаются довузовские центры, профильные классы, проводятся олимпиады, научно-практические конференции, летние научные и интенсивные школы. Такая работа направлена на успешность учащихся и является основой профориентации. При этом не менее важным является здесь индивидуальный подход к будущим абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки, при реализации которого будет обеспечено эффективное и грамотное психологическое сопровождение. Процесс психологического сопровождения подростков на этапе выбора направления профессиональной подготовки будет успешен при условии реализации системы мероприятий, основанной на акмеологическом подходе, принципах детерминации, системности, субъектности, с применением вариативных форм взаимодействия с субъектами образовательного процесса, предполагающего такие психологические механизмы как идентификация, рефлексия, антиципация в процессах наблюдения, дискуссии, моделирования и мысленного проигрывания будущей профессиональной деятельности. Очевидна необходимость в обосновании и разработке программы психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки. Для этого необходимо поэтапно реализовать несколько задач: на теоретическом уровне выявить и описать особенности профессионального самоопределения личности в подростковом возрасте; установить уровневую характеристику профессионального самоопределения старших подростков; разработать программу психологического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки; провести апробацию программы психологического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки. Данная программа психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки, несомненно, повысит эффективность системы профориентационной работы вуза.
Список литературы:
1 Бетехтин А.В., Провоторова Н.О. Интернет-технологии как инструмент решения задач психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников // В сборнике: Наука и социум Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Е.Л. Сорокина, 2018. - С. 40-44. 2 Винокурова Н.М. Управление развитием профориентационной деятельности университета // Университетское управление: практика и анализ, 2016. - №5 (99). – С. 106 – 114, 3 Зотова С.С. Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся // Учебно-методическое пособие для студентов уровня бакалавриата различных профилей подготовки по направлениям 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» / Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко. Глазов, 2018. 4 Кузнецова Н. Ю. Профориентационные модели в вузах северо западного федерального округа//Непрерывное образование: опыт ПетрГУ. — 2014. — Вып. 2. — С. 17–27. 5 Наумова М.В., Квач С.С., Карминский А.А. Модель региональной системы ранней профориентации школьников (на примере ФГБОУ ВО "Югорский государственный университет") // Современные проблемы науки и образования, 2019. - № 3. - С. 16. 6 Нестерова С.Г. Развитие системы профориентационной работы ВУЗов [Электронный ресурс] URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/SOVREMENNYE-PROBLEMY-UPRAVLENIYa/Razvitie-sistemy-proforientacionnoi-raboty-VUZov-71878/1/с.%20156-167.pdf (Дата обращения 19.06.2020) 7 Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение теория и практика. — М.: Академия, 2008. — 321 с. 8 Синько В.Н., Чеченихина О.С. Некоторые аспекты организации профориентации школьников в Уральском ГАУ // В сборнике: Приоритетные направления регионального развития. материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 929-932. 9 Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников / Гусева Е.И., Мигович О.И., Тихомирова Л.Ф., Хитрова Г.В. // Ярославский педагогический вестник, 2017. - № 2. - С. 43-49. 10 Салашидов М. Профессиональная ориентация: цели, функции, направления // Центр профориентации, 2019г. [Электронный ресурс] URL: https://prof-test24.ru/blog/prof/professionalnaya-orientaciya-celi-funkcii-napravleniya/ (Дата обращения 19.06.2020) 11 Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и перспективы развития / Афанасьев В.В., Куницына С.М., Нечаев М.П., Фролова С.Л. // Инновационные проекты и программы в образовании, 2019. - № 1 (61). - С. 6-16. 12 Терентьев К. Ю. Образовательные стратегии абитуриентов вузов: опыт построения классификации//Непрерывное образование: XXI век. — 2015. — Вып. 3 (11). — DOI: 10.15393/j5.art.2015.2922.