Авторы:
С. С. Фоменко, соискатель Уральского государственного аграрного университета (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)
Аннотация. Выдвинут тезис о влиянии типов мировоззрения на типы правосознания личности, обусловленном ее общими ценностными ориентациями. Раскрыты общие и различные черты структуры мировоззрения и правосознания как одной из его характеристик. Актуализированы положения «идеалистической» школы права, согласно которым правосознание формируется под влиянием абсолютных (высших) ценностей, тогда как нормы государственного права образуются под влиянием служебных (функциональных), конъюнктурных ценностей. Это обстоятельство рассматривается как основа дихотомии (внутреннего противоречия) между правовым сознанием и правосознанием личности. Сформулированы критические аргументы против модернистских представлений, согласно которым всякое мировоззрение может меняться сколько угодно. Высказана и обоснована идея о том, что зрелое правосознание, основанное на абсолютных ценностях, способствует формированию целостной личности, для которой характерно устойчивое (укорененное в формальных и неформальных институциях) мировоззрение.
Ключевые слова: мировоззрение, ценности, правосознание, нормы, право, закон, переходные типы правосознания, самооценка, самопознание, саморегулирование, самоконтроль.
Список литературы:
1. Ершов Ю Г., Истамгалин Р. С. Социально-философские проблемы анализа индивидуального самосознания // Мировоззрение и культура : сборник статей. Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002. С. 125.
2. Новгородцев П. И. Сочинения. М. : Раритет, 1995.
3. Рыбаков Н. С. Мутации мировоззрения? // Мировоззрение и культура : сборник статей. Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002.
4. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления. Л., 1991.